Официальные представители |
|
|
|
|
|
Поршневые, плунжерные ПТ, Т, АН
ПОРШНЕВЫЕ И ПЛУНЖЕРНЫЕ НАСОСЫ
Эти насосы широко распространены во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве пр необходимости обеспечения относительно больших напоров подаваемой жидкости. Они также широк применяются на судах и плавсредствах всех классов в качестве трюмных, зачистных и прочих насосов.
В данной главе не рассматриваются буровые (поршневые и плунжерные) насосы. Они служат дг нагнетания жидких сред (глинистых, цементных, солевых растворов) и применяются для буровых работ для нагнетания воды в пласт с целью интенсификации добычи нефти.
Поршневой (плунжерный) насос конструктивно выполнен в виде двух блоков: приводного и гидравлического.
Гидравлический блок состоит из корпуса, внутри которого расположены рабочие камеры с всасывающими и напорными клапанами, поршнем или плунжером (плунжерами), совершающим возвратно-поступательное движение в цилиндрах.
К блоку присоединены всасывающий и напорный трубопроводы. Воздушный колпак крепите непосредственно на блок или на трубопровод.
Вращательное движение вала приводного двигателя преобразуется в возвратно-поступательно! движение поршня (плунжера) с помощью кривошипно-шатунного механизма приводного блока.
Подача насоса находится в прямой зависимости от диаметра поршня (плунжера), длины его хода , частоты вращения кривошипа. Как правило, эти агрегаты имеют или понижающий редуктор устанавливаемый между электродвигателем и насосом или встраиваемый в приводной блок, или/ клиноремённую передачу.
На снижение подачи влияет: запаздывание посадки напорного и всасывающего клапанов, а также утечки через клапаны и уплотнения. Потери эти заметно увеличиваются с повышением давления.
Для устранения неравномерности подачи специфического недостатка поршневых приводных насосов - имеется ряд конструктивных приёмов.
Одним из них является установка на напорных и всасывающих линиях воздушных колпаков, обеспечивающих более равномерную подачу.
Благодаря большой упругости воздуха, находящегося в колпаке, жидкость до всасывающегс колпака и после нагнетательного колпака имеет меньшую неравномерность потока, достаточную для нормальной работы всей гидравлической системы. Помимо использования воздушных колпаков в поршневых насосах применяется конструкция с двухсторонним действием поршня. У поршневых насосов двухстороннего действия камеры с клапанами располагаются по обе стороны цилиндра и поэтому движение поршня в любую сторону является рабочим: циклу всасывания в одной камере соответствует цикл нагнетания в другой и наоборот.
Другим, весьма эффективным способом снижения неравномерности подачи, является использование многопоршневых (многоплунжерных) насосов с параллельным подключением цилиндров, поршни (плунжеры) которых приводятся в движение от общего коленчатого вала. Кривошипы коленвала расположены по отношению друг к другу под определённым углом. Наибольшее распространение нашли трёхплунжерные насосы, у которых кривошипы расположены относительно друг друга под углом 120°.
Широкое распространение в насосах этой группы получило применение плунжера в качестве вытеснительного элемента рабочей камеры потому, что плунжер допускает большую, чем поршень, быстроходность насоса, что обеспечивает значительное снижение массогабаритных характеристик насоса, а, следовательно, и агрегата.
Плунжер представляет собой цилиндр, имеющий внешнее уплотнение на входе в рабочую камеру и движущийся, не касаясь внутренних стенок рабочей камеры (его направляющие находятся в приводной части и могут смазываться). Поршневые и плунжерные насосы имеют одну и ту же область применения, но последние проще в эксплуатации, т.к. у них меньше изнашиваемых деталей (в гидравлической части отсутствуют поршневые кольца, манжеты и другие детали, работающие непосредственно в рабочей жидкости).
Наиболее сложной проблемой для поршневых и плунжерных приводных насосов является регулирование подачи.
Длительное время отечественное насосостроение решало эту проблему для насосов этого типа средней мощности (5,5...90 кВт), встраивая в насос механизм изменения длины хода плунжера (поршня). Это решение воплотилось в насосах типа Тр. ХТр и др. С появлением большой гаммы электроприводов с тиристорными преобразователями частоты (ТПЧ) и снижением их относительной цены насосные заводы перешли на выпуск нерегулируемых насосов, которые для регулирования подачи могут быть укомплектованы системами ТПЧ (по заказу).
В сравнительно маломощных насосах (дозировочных и др.) используются встроенные механизмыизменения длины хода плунжера (поршня).
В насосах с большой приводной мощностью (буровых) расширение диапазона параметров (подача, давление) осуществляется за счёт применения сменных деталей гидроблока (поршней и гильз с разным диаметром) или за счёт установки коробки скоростей .
Поршневые и плунжерные насосы, как насосы объёмного типа, являются самовсасывающими. Допускаемая вакуумметрическая высота всасывания плунжерных насосов около 5 м (для поршневых насосов эта величина приводится в таблице). Если при рассмотрении конкретных насосов допускаемая вакуумметрическая высота всасывания плунжерного насоса отличается от указанных величин, то они приводятся в описательной таблице
Горизонтальные электронасосные агрегаты с трёхплунжерным кривошипным насосом типа Т и ПТ различаются по ряду конструктивных признаков.
По конструкции приводной части: насосы Т - со встроенным (пристроенным) редуктором; насос ПТ - без встроенного редуктора.
По комплектации электродвигателями: А - электродвигатель в общепромышленном исполнении; В - электродвигатель во взрывозащищённом исполнении. По способу соединения насоса с двигателем:
По материалу деталей проточной части:
По конструкции гидравлической части:
-
1 - без охлаждения или обогрева гидравлической части, без гидрозатвора, с подводом смазывающей жидкости к уплотнениям (для перекачивания жидкости от -15 до +100°С);
-
2 - без охлаждения или обогрева гидравлической части, с подводом охлаждающей, промывающей или гидрозатворной жидкости к уплотнениям (для перекачивания жидкостей с температурой от -15 до +100°С);
-
3 - то же (для перекачивания жидкостей с температурой от -30 до +150°С);
-
4 - с охлаждением или обогревом гидравлической части, с подводом охлаждающей промывочной или гидрозатворной жидкости к уплотнениям (для перекачивания жидкостей с температурой от -50 до +250°С).
Насосы имеют тарельчатые клапаны (если установлен другой тип клапана, то это отмечается в описательной таблице ). Уплотнение плунжера сальниковое, если применено другое уплотнение. Приводная часть в зависимости от мощности привода делится на типоразмеры (габариты):
Типоразмер 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 2.3 2.5.
Макс, мощность (кВт) 5,5 25 60 160 200 50 200
В условном обозначении насоса имеется следующая информация: обозначение габарита или типоразмера; конструкция привода; подача (м3/час); давление (кГс/см2, уменьшенное в десять раз); материал проточной части; конструкция гидравлической части; тип электродвигателя; тип соединения насоса и электродвигателя.
Насос типа АН2/16 - выпускается взамен насосов ПТ1,0/16М и ПН1,б/16М. Представляет собой горизонтальный двухпоршневой насосный агрегат двойного действия. Предназначен для перекачивания чистой пресной воды с температурой от 5 до 80°С, содержащей твёрдые частицы размером до 0,2 мм, объёмная концентрация которых не превышает 0,2%.
Агрегат используется, как правило, в качестве питательного насоса в котлоагрегатах мал< производительности в стационарных и передвижных установках.
Насосный агрегат ПР-5/10 включает в себя двухцилиндровый поршневой насос планетарным кривошипным механизмом. В этом механизме имеется устройство регулирования подачи счет изменения взаимного расположения поршней относительно друг друга (максимальная подача насо при одном одинаковом по фазе расположении поршней, минимальная подача насоса щ противоположном по фазе расположении поршней). Устройство регулирования подачи приводится действие червячной передачей на ходу или при остановленном насосе.
Насос типа ЭНП - вертикальный двухпоршневой двойного действия со встроеннь редуктором. Предназначен для перекачивания морской и пресной воды с температурой до +35°С, а так> нефтепродуктов вязкостью до 730 сСт, с температурой до 100°С
Разрез насоса типа 2,5Т
|
|
|
Основные детали приводной части насоса: 1-станина, 2-коленчатый вал, 3-шатун, 4-направляющая 5-маслоохладитель, 6-палец, 7-ползун, 8-проставок, 9-шток.
|
Основные детали гидравлической части насоса: 1-шток, 2- втулка сальника, 3- сальник, 4-гидроблок, 5-пружина клапана, б-тарелка клапана, 7-седло клапана.
|
|